19 ноября 2014 г.

Превосходство

Всякого познания начало есть удивление (с) Платон
Ищущий да не покоится, пока не найдет; а найдя, удивится (с) ев.Матфей

Усевшись смотреть фильм "Превосходство" я боялась его тупо не понять т.к. в нем в изобилии представлены такие темы как трансгуманизм, крионика, нанотехнологии, евгеника, искусственные нейронные мосты, футурологическая экстраполяция и пр-пр-пр умности, которые я даже нагуглила с трудом. А я из тех недалеких девочек, которые любую фантастику воспринимают в лучшем случае с позиции философии. Если мне покажут историю робота, я буду ее воспринимать с позиции человечности робота. Да и впрочем, какой бы вычурной и мудреной не была фантастика, на каких бы далеких планетах не разворачивались события, там все равно будут яблони цвести. И где-нибудь под характерной Антоновкой будет сидеть космодесантник или пусть даже киборг с менталитетом и мышлением понятного нам Василия.

Потому что жизненный опыт - такая штука. Какой бы безграничной не была фантазия автора, он все равно руководствуется уже свершившимися фактами или личными мироощущениями. Невозможно представить существ, мыслящих и чувствующих иначе, чем мы. Мы друг-друга-то не понимаем, что уж говорить о других формах жизни и высших уровнях сознания. Поэтому и инопланетяне у нас пусть и зеленые, но человечки. И Бог-то у нас -Человек.


Потенциально - фильм бомба! Очень постепенно, доходчиво и наглядно показывает эволюцию человеческого сознания до какого-то высшего, непонятного мне уровня. Я смотре с восторгом, замешанном на ужасе и восхищении. Все канонично по Платону и Матфею. Фактически - фильм провален. Потому что даже при таком великолепном актерском составе окончательная форма сценария отказалась от всех мало-мальски интересных моментов в т.ч. экшн сцен. И смотреть его без определенного "воображения и жизненного опыта" тупо скучно.

Коронное амплуа Джонни Деппа - странный романтично-депрессивный тип с блуждающим взглядом и всклоченными волосами. В этом фильме ему дали очень интересную почву для игры - ни много ни мало примерить на себя роль Бога. Прошаренные гики быстренько опустят таинство моей восторженной мистерии до суровой реальности со всеми теми умными словами, что я писала выше. Но я дурак и хочу верить в единорогов. Так что в этом фильме Джонни сыграл Бога. Посудите сами. Умереть-то умер, а потом воскрес. Алилуя! Вездесущ и всесведущ, все видит и все знает, проще говоря. Исцеления и чудеса всякие творил в планетном масштабе. В милости и благости своей в очередной раз не понят и распят. В очередной раз из любви и добровольно. С такой точки зрения фильм мне очень понравился, очень красиво, правильно, глубокомыслено... дайте два.


Если рассматривать "Превосходство" как фантастику, то это очень унылая фантастика. Весь фильм держится на одном единственном настроении - какой-то непонятной ожидающей напряженности то ли взрыва, то ли скримера, то ли хэпиэнда. Но по факту ничего не происходит, и от этого напряженно сосредоточенные лица актеров кажутся какими-то неестественными. Талантливые актеры без талантливого режиссера играют столь же живо, как и окружающая их мебель. Ейбогу, поле солнечных батарей сыграло более эмоционально, чем Морган Фриман. Я не знаток кинематографа в высоком смысле, но, по-моему, актерской игры тут вообще нет.

Персонажи фильма тоже странные. Вроде бы умные, серьезные люди, но какие-то безликие, как те самые не к ночи упомянутые роботы. Их можно смело перетасовать, поменять местами и сюжет от этого вообще не изменится. Нет злости, страха, отчаяния, борьбы, мужественных решений, противстояний, любви в конце концов...


О да, любовь. Эвелин - жена умирающего ученого и главная героиня фильма. Все что о ней известно, что она хочет изменить мир к лучшему и вроде бы любит своего мужа, Джонни Деппа. Я в это верю слабо. Потому, что на ее месте после удачного эксперимента я бы тут же повторила его на себе. Ну или неприлично возрадовалась, что мой муж теперь Бог и слава ему. На деле же она постоянно чего-то думает, не решается, тянет резину и никак не может прийти к окончательному выводу. Это очень раздражает. Вот прям ваще!

Еще больше раздражает нелогичность и непоследовательность героев. Хотя где это видано, чтобы я вообще заметила какие-то причинно-следственные связи в фильме. Завязка могла бы дать десятки различных вариантов развития сюжета, но вместо этого начинается что-то хаотичное и совершенно бессвязное. Например, вместо того, чтобы радоваться спасению друга и гигантскому прорыву в науке, ученый, помогавший Эвелин, как-то совершенно по-деревенски пугается и быстренько сожалеет о содеянном. Такая логика свойственна скорее мне, чем бесстрастному ученому-генетику, который привык мучить обезьянок своими мозгоправствами. Или та же Эвелин, так красноречиво выступавшая в самом начале фильма за изменение мира к лучшему, за прогресс и технологии на благо планеты и человека, вдруг резко меняет свое мировоззрение. Вместо того, чтобы ликовать или хотя бы нести в мир благую весть, что ее богомуж начал собственно менять мир к лучшему, она враз охладевает и к мужу, и к идее. Или местное ФБР (?). Сначала ловит террористов, возмущенные их нападением на город и людей, а затем без вопросов начинает с ними же сотрудничать в вопросах разрушения городов и убийствах людей. Никто даже не обмолвился об угрозе национального масштаба. Какой-то неизвестный тип обрушил фондовоые биржи и нагло стырил миллиарды с закрытых счетов, а никто и ни гу-гу. И вообще - где армия? Неужели они всерьез решили выступить против Джонни Деппа с парой пистолетиков, медной сеткой и гаубицей..? 

Все это было очень странно, не шибко красиво (не могу даже привести красивых гифок или кадров для поста, виданое ли дело!), кончилось плохо, дурабаба, как всегда жалко Джонни Деппа, эх...


... Может быть в фильме и нет религиозных метафор, может быть я себе это все напридумывала. Но некоторые сцены имеют очень характерны библейские аллегории. Например, как же может быть милостив и благ Бог, клепающй рабов налево-направо? В фильме Уилл вроде бы и хороший - прежде чем изменять мир, я хочу его понять -, но зачем тогда он подчиняет (устраняет и замещает собой?!) сознание простых людей, делая их своими орудиями и марионетками? В самом искреннем и благом порыве, естессна. Или почему раз он так всесведущ и мудёр не может вести себя более человекообразно хотя бы со своей женой? Которая очевидно покрывается мурашками от его безэмоционального голоса и манеры появляться в самых неожиданных местах алографической мордой лица? Поулыбался бы что ли, ну или наорал в конце концов. Мне очень понравился этот вариант человек-не-человек в контексте взаимоотношений с обычными смертными. Может быть поэтому Иисус и не был женат, потому что е-мае не дай Бог кому-нибудь такого мужа : )

После "Превосходства" голливудские продюсеры станут думать трижды прежде чем давать сотню миллионов оператору, который решил начать свою режиссерскую карьеру. Сборы фильма - неутешительные. И если для меня, как зрителя, это вообще не показатель, для больших дядей, которые дают денежку на кинцо, это огромный минус. Грустно то, что на столь актуальную и интересную тему теперь долго не станут ничего снимать. Как и в случае с большинством последних библейских фильмов - решат, что это просто не интересно зрителю.

4 комментария:

  1. да уж идея интересная, но жаль что тема не раскрыта и такие очевидные косяки, смотреть перехотелось))

    А вот у Кришны было много жен, хих))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. мне кажется, скоро фильмы вообще перестанут грамотно доносить историю до зрителя. и нам останутся только идеи) может оно и к лучшему, книжки будем читать)

      у Мухаммеда тоже немало, ничто человеческое не чуждо)

      Удалить
  2. Поле солнечных батарей сыгрвло эмоциональнее Моргага Фримана.. Пять баллов. А приз за главную мужскую роль достается фотографии Джонни Деппа, у которой открывается рот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да уж, мне тоже было обидно, что весь актерский талант Джони свели к картинке на мониторе... зачем вообще было платить такие гонорары? нарисовали бы на компьютере, еще и эмоциональнее бы вышло

      Удалить