17 декабря 2014 г.

Музей Религии в Санкт-Петербурге

Пару дней назад сходила наконец-то в Музей Религии в Санкт-Петербурге. На удивление, музей довольно неплохой и мне даже понравилось. Очень рекомендую экскурсии выходного дня. Для студентов, даже если студенческого у вас давно нет, делают 50% скидки. В холле есть удобные мягкие диваны и отличный вайфай, экскурсоводы действительно в теме и с одинаковой осведомительностью цитируют Святые Писания и факты археологических раскопок. И, хотя каких-то особенных реликвий и древностей в музее унизительно мало (больше копии и современные экспонаты), там есть и свои жемчужинки. Признаться, мне большинство историй и фактов были знакомы, поэтому я больше елозила носом по застекленным экспонатам, чтобы не смущать жадно внимающих экскурсантов и терпеливых экскурсоводов.


Мне очень понравилась атмосфера музея. Лишних людей там нет вообще. Все, кто бродит по залам, четко знают, зачем сюда пришли. Праздно шатающихся туристов, шумных толп и детей нет вообще. Что неудивительно тк тематика специфическая. Но все равно мне очень понравилось, как меня цепко схватила глазами администратор, как заинтересовано посмотрели другие участники группы (к слову, я была самая юная). Было занятно наблюдать, как оживлялись и вспыхивали глаза посетителей у того или иного стенда, как прислушивались люди, узнав наконец-то то, зачем сюда шли. Со мной в группе были и молодая пара чуть старше меня, и пара мужчин в возрасте, иностранец российского урожения, пара чинных пожилых матрон, какой-то подозрительный тип с бритой головой, свернувший сразу в коридор Восточных залов. И не смотря на разницу в интересах и - очевидно - вероисповеданий, все вели себя очень культурно, достойно и прям душа радовалась в таком обществе. 


Я была на двух экскурсиях - общей обзорной (2+ часа) и тематической по трем аврамейским религиям (1,5+ часа). На первой разумеется ломанулась в коридор религий Древнего Мира а поиски стендов шумеро-акадской тематики. Экспонатов всего пять, подлинник - один хе-хе. Мне было довольно тоскливо смотреть на муляж моих обожаемых Ворот Иштар, высотой чуть выше моего роста и сделанных из ПВХ. Узнаваемо, но грустно. Зато в самой нише входа лежал [говорит восторженно благоговейный голосом] - кирпич из Эсагилы! Разрешаю посмеяться, да. Эсагила - главное святилище в Вавилоне. Огромный многоярусный зиккурат, главный храм бога Мардука и та самая Вавилонская башня, воспетая ветхозаветными пророками как ата-та всем вам безбожники. Кирпич - в прямом смысле этого слова. Среднего размера прямоугольная каменюшка. На которую я воззрилась в благоговейном почтении. Потому что - е-мае! Кирпич! Из Эсагилы! Шлиман откопал Трою, Кольдевей нашел Сады Семирамиды, а Танечка нашла кирпич, хе-хе. Это сложно объяснить нормальным адекватным людям.

Было очень интересно слушать про иудаизм. Не с практической или религиозной точки зрения, а скорее с точки зрения символизма. Евреи, не в обиду будет сказано, очень любят придавать обычным вещам необычный духовный смысл. Например, мой любимый гранат имеет сразу несколько смыслов. Так, считается, что в гранате 613 семечек - по одной на каждую из 613 заповедей Торы. Так же в Торе указано, что существуют семь видов плодов, которые выделены как основные символы плодородия святой Земли Израиля и являются венцом плодоношения: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики. В 15 день еврейского месяца Швата отмечается Новый Год Деревьев. Для этого используются семь вышеперечисленных растений в качестве символа различных компонентов человеческой жизни. 
Гранат - это очень ячеистый фрукт: в каждом гранате есть сотни семян, закрытых мякотью, разделенных между собой толстой мембраной. Аналогично этому, человек может делать добрые дела, много добрых дел, и тем не менее они могут быть изолированными действиями, не влияющими на его сущность и характер. Он может обладать многими хорошими качествами, и все же они не становятся его сутью. Он может быть переполнен хорошими поступками, при этом оставаясь морально и духовно пустым.  И если инжир представляет собой возможность полного сопереживания и отождествления себя с нашими поступками, то гранат - это его противоположность. Он символизирует нашу возможность перехитрить самих себя и действовать на уровне, превосходящем наш внутренний духовный уровень. Это способность добиваться вещей, несовместимых с нашим состоянием на данный момент.  Гранат - это лицемерие в самой благородной форме, нежелание примириться со своим духовным и моральным состоянием, определяемым нашими нынешними свойствами. Желание действовать благороднее и возвышеннее, чем мы есть на самом деле.

Очень много интересных экспонатов в залах христианства. Мне всегда отрадно видеть, как оживляются женщины, когда речь заходит о Иисусе. Я абсолютно убеждена, что эта самая женская религия из всех существующих. В Евангелие масса тому подтверждений, хотя бы то, что первым чудо воскрешения увидели женщины. Возможно, что заповедные любовь, покаяние и прощение гораздо легче находят отклик в мягкой женской добросердечности, чем в мужском неверующем организме. Женщины в моей группе внимательно слушали истории жертвоприношения Авраама и распятия Петра, искренне сопереживая и сочувствуя. Это даже забавно в своей трогательности. С большим интересом послушала о различиях католицизма и православия, а так же католицизма и протестанства. Убедилась, что я все-таки ни туда и ни туда. Странные они, католики... Убедилась, что мне обязательно нужно досконально изучить историю лютеранства.  

А вот залами ислама в полной мере мне насладиться не дали. А они определенно хороши. Заходишь - и сразу каллиграфия на стенах, традиционные узоры, орнаменты, на витринах еще толком ничего не видно, но уже какие-то красивые иллюстрации, рисунки, тексты... Макет главной мечети Санкт-Петербурга во всей красе, красота. Я сразу присела на диванчик и приготовилась внимать. И экскурсовод стала рассказывать о пяти столпах ислама, о том, почему не принято изображать лиц, о странных точечках в тексте огромной книги Корана...  и вот тут вступил тот самый иностранец-русоуроженец.

Чувак, ты был не прав. Мое вам фу. Есть такая категория туристов, которые все знают и обязаны уведомить об этом всех окружающих. В нашу группу затесался как раз такой шибко умный еврей то ли из Канады, то ли еще откуда, но прекрасно говорящий по-русски. В зале иудаизма он не замолкал. На каждую реплику экскурсовода у него был свой комментарий, поправки произношения и богатый личный опыт, которым он обязан был поделиться. В общем очень интересный, но досадный тип, красноречиво иллюстрирующий причину происхождения антисемитов. В зале ислама он вдруг принялся сравнивать такие понятия как кошерная и халяльная пища. И не просто рассуждать об общих местах, откуда ноги растут у всех аврамических религий, а в деталях и подробных ритуальных фактах расписывая принцип забоя животных. Как режут, почему это "гуманно", почему это "вкуснее" и "полезнее". На описании перерезания нервных окончаний и весомой вставке "кошерная курица на 2 доллара дороже, но это гораздо вкуснее, чем обычные ципы на убой..." я убежала. Моя одухотворенная экскурсия по музею превратилась в гастрономический экскурс на скотобойню. Хотя это и было бестактно с его стороны, я не стала вмешиваться и делать замечание. Думаю, прихреневшая публика и экскурсовод его заткнули в конечном итоге, но я уже этого не видела.


Не смотря на досадного еврея, от музея у меня остались самые приятные впечатления. Все что хотела - я получила. Приятным бонусом стал сувенирный магазинчик при входе, где я купила абалденных открыток с исламскими иллюстрациями и милую книжку иранского любовного эпоса. Ну вы же понимаете - Таня и Иран, все такое... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий