19 января 2015 г.

Жизнь Пи: история о трижды верующем индусе

... а почему никто до сих пор не советовал мне посмотреть "Жизнь Пи"? Это очень странно, но фильм в моем кругу прошел довольно тихо и не демонстративно. Как "Аватар", который все посмотрели, сказали что-то невнятное о красоте и забыли. Собственно, как и фильм про больших синих гуманоидов, из-за обилия компьютерной графики и 3D составляющей, я не торопилась вносить его в список к обязательному просмотру. Так что "Жизнь Пи" сам нашел меня в один из вечеров по HD-телеканалу. Если вы не смотрели этот фильм - вам очень повезло, потому что у вас все впереди.


Визуально фильм произвел на меня сильное впечатление. С первых же кадров я оценила сочность и насыщенность цвета типичного индийского кино, а в сочетании с приятной гармоничной музыкой отметила характерную плавную монументальность традиционного китайского кинематографа. Это невероятно, но Энг Ли (автор "Крадущийся тигр, затаившийся дракон") сделал потрясающую смесь двух культовых черт такого разного этнографического киножанра. И одно только это заслуживает внимания.

tumblr_mgyymk03Dq1qah5qjo6_250 (245x180, 812Kb)tumblr_mgyymk03Dq1qah5qjo1_r4_250 (245x180, 690Kb)Life of Pi gif (245x180, 848Kb)
tumblr_mgyymk03Dq1qah5qjo2_250 (245x180, 870Kb)tumblr_mgyymk03Dq1qah5qjo3_250 (245x180, 907Kb)Life of Pi gifs (245x180, 706Kb)

Визуально фильм - произведение искусства. Местами он напоминает документальное кино NatGeoWild или какой вовсе метафизический видеоряд с невероятной космической картинкой и медитативной музыкой, призванной отнести вас далеко-далеко. Картинка настолько хороша, что по-большому счету мне было глубоко фиолетово на сюжет. Спустя минут 40 я даже напомнила себе, что фильм вообще-то философский и пора уже включать голову. Но мне так нравилось все это рассматривать, наслаждаться цветом, светом, великолепной операторской работой и работой сотни художников.

tumblr_n2af5ezQd31rfdneqo5_500 (500x120, 981Kb)
tumblr_mk6ymrlgO51qmb7ilo1_500 (500x160, 876Kb)
Life of Pi (500x120, 937Kb)
Я смотрела фильм в HD качестве на довольно большом экране, но - дома. Но было понятно, в каком месте должны были быть 3D эффекты. Очень не люблю это в кино тк по большому счету результат не отвечает заданному масштабу, а денег на IMAX мне жалко. И все же, все же "Жизнь Пи" в этом плане меня не разочаровал. В отличие от многих других фильмов его 3D это не аттракцион, призванный повеселить зрителя, швыряя в него разные предметы. Это очень гармоничное углубление картинки, дающее зрителю полное погружение в историю. Мне как визуалу было особенно приятно это тактичное и грамотное использование эффектов.

Гарбходака или Причинный океан.

Вторым по значимости главным героем после многострадального Пи является вовсе не тигр, а Океан. Океан в картине по сути становится метафорой жизни человека, в которой бывают штормы, полный штиль, моменты всепроникающей красоты, когда просто смотришь в водное и кристально чистое зеркало. Океан в фильме ужасает и очаровывает одновременно, демонстрируя ничтожность человека перед стихией и мощной силы рока. И при этом его бессилие, если человек упрямо гребет против течения к своему берегу. 

Водная гладь как и 80% фильма была нарисована, но это ничуть не смущае, а скорее добавляет некоторую сюрреалистичную нотку к происходящему. Океан показан как бесконечный космос с галактиками и звездными скоплениями, как непостижимый макрокосмос с нейронными связями и цепочками ДНК, как плоское холодное зеркало с обманчивымм эффектом твердой поверхности, как хаос вечно гонимых вод... Очень много постоянно сменяющих друг друга картин, которые играют дуэтом вместе с главным героем.

Огромное удовольствие доставил Сураджа Шарма - молодой индийский актер, который, в общем-то, пришел на кастинг в качестве партнера для своего брата. Но в результате именно его выбрали из 3000 претендентов. Хотя жанр фильма определен как приключенческая драма, по сути - это театр одного актера. Для молодого юноши, который никогда не снимался в кино, это было непросто. Но Сурадж справился потрясающе. Актерская игра могла бы дать фору многим голливудским звездам! Сочетание свежего непримелькавшегося лица и таких сильных эмоций производит сильное впечатление.

tumblr_minv3srIsP1r2aobgo2_250 (245x245, 257Kb)           tumblr_minv3srIsP1r2aobgo3_250 (245x245, 488Kb)

Это сложно понять и непросто осмыслить. А что же хотел сказать автор? Я понимаю тех, на кого фильм не произвел вообще никакого впечатления. Если исключить визуальную составляющую и сосредоточиться на сюжете, становится довольно неуютно, словно понимаешь, что тебя обманули.

С первых же кадров герои фильма громко и довольно демонстративно заявляют, что эта история поможет мне найти Бога. Ну ок, я готова, жги. И выискивая в визуальных образах глубокомысленные философские измышлизмы я стала чувствовать себя идиотом. Потому что, что-то я как-то ничего не понимаю и не догоняю. Если быть предельно объективной - "Жизнь Пи" для меня откровением не стал. При всей красоте подаче, завораживающей до мурашек картинке и отличном музыкальном сопровождении, вопросы веры и религии совершенно не растревожен и не акцентирован. Он безнадежно отходит на второй план и, как бы не старались участники съемочной группы - тема не раскрыта. Каждый увидит смысл в той глубине и окраске, какая уже присутствует в жизни зрителя. Потому что, как ни крути, чтобы узнать Бога, надо иметь о Нем хоть малейшее представление.

В моем случае зерно упало в правильную почву и позволило мне расширить границы собственной категоричности. Идея индуса, который с одинаковым жаром ударился в христианство и ислам, вызвала у меня непроизвольную улыбку и аплодисменты. "Спасибо тебе, Вишну, что познакомил меня с Христом" - это многого стоит. Для меня же было совершенно наоборот. Недавно я снова и опять начала читать Бхагавадгиту и как раз остановилась на описании Вишну, который спит в океане и все мы - его сон. Представьте же мое изумленное благоговение, когда в фильме я увидела этот кадр:

Даже когда казалось, что Бог оставил меня - Он был рядом,
 и когда казалось, что Ему нет дела до моих страданий - Он был рядом, 
а когда всякая надежда на спасения пропала - Он дал мне отдохнуть, 
а потом послал знак, что надо продолжить путь...


Конец истории очень сложен для моего понимания, хотя я вроде не самая глупая девочка, которая могла бы прийти на сеанс. И я никак не пойму - в какой области мне не хватает знаний, чтобы сделать этот сложный выбор, озвученный под занавес фильма. 

"А какую историю выберете вы?"

tumblr_mmldf7CUyu1qa9jwno1_500 (500x200, 965Kb)
tumblr_mqx2ndCilS1snnccgo1_250 (245x325, 1489Kb)tumblr_mqx2ndCilS1snnccgo2_250 (245x325, 1584Kb)
tumblr_mmldf7CUyu1qa9jwno2_500 (500x200, 716Kb)

2 комментария:

  1. Фильм покорил как произведение искусства, но не заметила, что эта история поможет найти Бога.

    ОтветитьУдалить